В современном понимании содержание естественнонаучной направленности дополнительного образования детей включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических навыков в области охраны природы и природопользования.
Ведущей целью дополнительного естественнонаучного образования становится развитие естественнонаучной грамотности учащихся.
Построение образовательной траектории в данном направлении учитывает, что образовательный процесс должен способствовать формированию таких умений, как объяснение явлений, выдвижение и проверка гипотез, прогнозирование событий, постановка вопросов и планирование основных этапов исследования, анализ данных, представленных в разной форме, обоснование и обсуждение результатов экспериментов. В настоящее время в рамках естественнонаучной направленности реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разнообразной тематики, которые условно можно разделить на три тематических цикла.
Эколого-биологический тематический цикл включает в себя весь объем прежней эколого-биологической направленности (биология, экология, а также прикладные направления, связанные с биологией, в том числе медицинская тематика).
Физико-географический тематический цикл включает в себя, помимо собственно физической географии, весь комплекс наук о Земле, сочетающий изучение объектов неживой и живой природы в географическом пространстве.
Физико-химический тематический цикл включает в себя физику, астрономию, химию – в аспекте изучения природных явлений и решения экологических проблем.
В ЦРТДЮ больше внимания уделяется по сложившейся традиции первому циклу.
Цели деятельности объединений:
- становление и развитие компетентности (приобретение знаний, навыков, опыта);
- развитие творческих способностей в решении и предупреждении комплексных социальных, экономических, экологических проблем, повышении качества жизни на основе устойчивого развития;
- формирование экологически ориентированной личности учащихся путем углубления знаний о природе родного Прибайкалья;
- формирование экологического сознания личности и общества, воспитание экологической культуры и экологического мышления у детей, бережного отношения к природе Байкала;
- формирование у учащихся целостного представления о природе посредством изучения биологических видов, их особенностей, взаимодействия друг с другом и с окружающей средой;
- формирование у учащихся системы знаний о культурных овощных и декоративных растениях и заложение основ рационального ведения с/х деятельности;
- развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.
Дополнительное образование детей естественнонаучной направленности сельских школ Иркутского района осуществляется через организацию деятельности детских объединений в средних общеобразовательной, основных и начальных школах, а также в дошкольных образовательных учреждениях.
Направления деятельности объединений:
- растениеводство (педагоги: Солодова Валентина Ивановна, Семёнова Оксана Ивановна);
- цветоводство (педагоги: Солодова Валентина Ивановна, Семёнова Оксана Ивановна);
- овощеводство (педагоги: Солодова Валентина Ивановна, Семёнова Оксана Ивановна);
- байкаловедение (педагоги: Ляхова Елена Анатольевна, Горбунова Надежда Сергеевна, Солодова, Валентина Ивановна);
- экология животного мира (педагог Горбунова Надежда Сергеевна);
- экология (педагоги: Алентьева Ольга Васильевна, Архипова Татьяна Александровна, Ляхова Лилия Алексеевна, Данилова Оксана Сергеевна);
- лесоведение (педагог Петрова Надежда Владимировна).
С целью углубления знаний и выявления лучших знатоков Байкала введены районные олимпиады по Байкаловедению. Большинство школ Иркутского района вовлечены в международную программу ШПИРЭ (Школьная программа использования ресурсов и энергии), в международную программу «Экошкола/Зеленый флаг», принимают участие в международном конкурсе «Энергия и среда обитания» и в международном проекте Ригли «Меньше мусора».